Так, я вернулся, отвечаю.
С
Медведихом надоело, ты ему про Фому, он тебе про Ерему. Как всегда.
Шаман, я тоже считаю, что антиграв оперирует гравитационными полями. Есть весомые аргументы в пользу этого, а именно описания устройств, говорящие конкретно про антигравитационные поля. Вот, например, описание гравипушки:
М2 писал(а):
Гравитационная пушка
Орудие, использующее в качестве поражающего фактора энергетический импульс, дестабилизирующий векторизатор антиграва. В результате такого воздействия на антиграв вектор и энергетика антигравитационного поля хаотично изменяются в течение некоторого времени. Это приводит к непредсказуемым изменениям направления и скорости движения пораженного глайдера.
и импульсного гравитационного двигателя:
М2 писал(а):
Импульсный гравитационный двигатель
Один из самых экономичных двигателей, использует для движения высокочастотные импульсы, изменяющие вектор антигравитационного поля. За счет моментального искажения гравитационных постоянных глайдер "выталкивается" из измененной области с довольно высокой скоростью.
Тут уже нельзя сказать, что антигравитационное - это не его природа, а потому что оно гравитации противодействует. Идет четкое указание на гравитационное происхождение сил.
Фрозен, вертолет отталкивает воздух, и пофиг, что с ним дальше происходит. Затестим вертолет в двух условиях. Сначала в 100 метрах от поверхности земли при гравитации g и данной плотности и температуре воздуха, а потом в 10 000 метрах от поверхности при той же гравитации, плотности и температуре воздуха (типа другая планета). Окажется, что характеристики полета вертолета и там и там одинаковы: он держит высоту, тратит на этого определенное количество топлива, и может совершать определенные маневры. Все аналогично.
Теперь поместим глайдер в те же условия. Глайдер будет падать, пока не встретит поверхность (и, возможно, не разобьется). Это потому, что он отталкивается от воздуха в меньшей степени, чем от поверхности. Антиграву нужна плотная основа (земля, вода уже достаточно плотная оказывается). Поэтому сравнение с вертолетом некорректно.
Далее, антиграву все равно, от чего отталкиваться, от воздуха он тоже отталкивается, об этом говорят клубы пыли под глайдером при движении. Хотя их почему-то нет в покое... Не знаю. В любом случае, отталкиванием от воздуха можно пренебречь, раз его одного не достаточно для поддержания высоты.
Не понимаю, чем вам не нравится отталкивание от воды. Я предлагаю такой не противоречащий наблюдению вариант. Антиграву не важна гравитация планеты в целом. Он взаимодействует (анти)гравитационно с неким объемом материи под глайдером. Так сказать, имеется область действия антиграва (строго говоря, она вряд ли четко ограничена, но взаимодействием с материей за некоторыми рамками мы пренебрегаем). Этот объем взаимодействия определяется конструкцией самого антиграва и текущей установкой мощности. Что попало в этот "пузырь", то отталкивается от антиграва. Чем больше массы находится в зоне действия антиграва, тем больше сила, с которой глайдер будет отталкиваться (что можно ожидать, т.к. гравитационные силы пропорциональны массе). Размер области может быть много больше размера самого глайдера.
Так вот, когда глайдер высоко в воздухе, в область действия антиграва только воздух и попадает. Он имеет малую плотность, в "пузыре" заключена малая масса, потому антиграв отталкивается слабо. Глайдер падает, хотя и медленнее по сравнению с безвоздушным пространством. Когда в области действия оказывается кусок земли, захватываемая масса сильно увеличивается, с ней - сила, и глайдер перестает падать. С водой аналогичная ситуация. В воду глайдер не проваливается, потому что его относительно малый вес распределяется по большому объему воды при отталкивании. Так, например, снегоходы работают, но они распределяют вес машины на большую площадь снега, а у нас сила распределяется на объем.
На основе этой модели предсказываю такой эффект. Летит глайдер по дороге, а земля под ним резко стала плотнее (залежи руды пошли?). Это вызовет возрастание задействованной в отталкивании массы и, следовательно, силы отталкивания антиграва. Без стабилизации глайдер на таком участке увеличил бы высоту своего полета. Но логично предположить, что система стабилизации полета учитывает силу тяжести и параметры глайдера для нахождения оптимальной силы, с которой антиграв должен отталкиваться. Если сила превосходит оптимальную величину, то мощность работы установки понижается, что (эффективно) уменьшает зону действия антиграва, в нее попадает меньше массы, сила падает до необходимого уровня. Так обеспечивается то, что глайдер летит на одной высоте несмотря на неоднородности почвы под ним.
Когда глайдер перегружен, то антиграву дается максимально допустимое (но с запасом для неоднородностей) обеспечение энергией, зона его действия расширяется, на сколько это возможно, и сила отталкивания возрастает. Лимит нагрузки глайдера, таким образом, рассчитывается, исходя из многих факторов, в том числе данных о плотности поверхности.
Самое хорошее, что это никак не противоречит тому механизму трения, который описал Фрозен. Все еще нужно тратить работу на "перестройку силовых линий" антигравитационного поля при движении. Более того, чем больше сила отталкивания антиграва, тем больше плотность силовых линий, тем больше работы нужно для их перестроения, тем больше действующая на глайдер сила трения (*). Т.е. есть объяснение тому, что перегруженный глайдер двигается медленнее, ведь он вынужден отталкиваться сильнее!
(*) - я ведь верно понимаю, при левитации сверхпроводников в магнитом поле, чем сильнее внешнее поле, тем больше сопротивление, которое испытывает проводник при перемещении?
Если бы физика в М была проработана в соответствии с этой моделью, мы бы заметили, что энергопотребление антиграва не совсем постоянно, а зависит от нагруженности и даже места полета (особенно, наверно, на границе земля/вода). Конечно же, ничего такого мы в игре не увидим, энергопотребление постоянно, и
вот это, Фрозен, я уверен, и можно считать игровой условностью, ибо излишняя тонкость. Это, а не всю физику глайдера.
На основе этой модели можно уже предсказывать строение глайдера, его поведение, скажем, в невесомости, на объектах с малой гравитацией и так далее.
Все согласуется с игрой. Если кто-то имеет экспериментальные данные о том, что есть противоречия, озвучивайте, буду думать.