Pek писал(а):
А ни за что. Подвез на машине старую женщину - а она мать врага народа. Дворник увидел - завтра донос. Арестовали на работе кого-то, ты разговорился с сослуживцем о бедолаге, а завтра на тебя донос. Потому что если он не донесет, то другие донесут, а друг твой пойдет за недоносительство. На партсобраниях постоянно пропесочивали за недостаток бдительности, в газетах печатали статьи о том, что некто, де, написал 60 доносов, а другой вскрыл банду антисоветчиков, молодцы, так держать.
Я тебе процитирую мой любимый абзац из "Краткого курса ВКП(б)", книги, которая для советского человека должна была заменить библию, по крайней мере Сталин ее писал именно с такой целью:
"Раньше кулаки открыто выступали против колхозов, вели зверскую борьбу против колхозных активистов, против передовых колхозников, убивали их из-за угла, сжигали их дома, амбары и т.д. Этим кулаки хотели запугать крестьянскую массу, не пустить ее в колхозы. Теперь, когда открытая борьба против колхозов потерпела неудачу, они изменили свою тактику. Они уже не стреляли из обрезов, а прикидывались тихонькими, смирными, ручными, вполне советскими людьми. Проникая в колхозы, они тихой сапой наносили вред колхозам. Всюду они старались разложить колхозы изнутри, развалить колхозную трудовую дисциплину, запутать учет урожая, учет труда. Кулаки поставили ставку на истребление конского поголовья в колхозах и сумели погубить много лошадей. Кулаки сознательно заражали лошадей сапом, чесоткой и другими болезнями, оставляли их без всякого ухода и т.д. Кулаки портили тракторы и машины."
Обрати внимание, кто такие для Сталина советские люди - тихонькие, смирные, ручные! Ты можешь себе представить уровень паранойи у человека, который чесотку у лошадей приписывает диверсиям зажиточных крестьян? А самое главное, если враг теперь неотличим от советского человека - это значит, что каждый может быть врагом! Целый НКВД занимался тем, что искал внутренних врагов. И у него был план! План на внутренних врагов, понимаешь? И были секретные сотрудники, сексоты - завербованные обычные люди, которые должны были писать доносы, а если они не пишут или пишут мало, то они сами попадали под подозрение, поэтому писали, и еще как писали!
И если бы тебя загребли за дело - это еще хорошо, не так обидно. Скорее всего забрали бы как Шаламова, за то, что Бунина русским классиком назвал при свидетелях. И все, пять лет, на Колыму!
Pek Вы все испортили) Но раз уж так, то дополню еще и бытовуху:
Если ты переспал с чужой женой и ее муж об этом прознал - велика вероятность, что тебе вместо выяснения отношений или мужского разговора тебя загребут по доносу мужа. А вслед за тобой мог отправиться и сам муж, когда его супруга вся соплях поведает подруге, что нормальных парней и так фиг найдешь, дык их еще и забирают. После чего очень подробно обсуждается всем коллективом предприятия на котором она работает, ее аморальное поведение. Что быть шалашовкой это нехорошо, что считайте это настоящая бытовая проституция, когда отдаешься во всех позах за вино и шоколад. Итд. Велика вероятность что после этой коллективной помощи мадам поедет в те же края, так-же велика вероятность что не после, а вместо.
Тот же итог возможен, если ты не поделил кухню/туалет с бабой Зиной. Расчет бабы Зины прост: ясное дело что ей не перепадет твоя комната, но зато следующий, узнавший твою историю, не будет ей мешать жить в
своей квартире. Но подобное срабатывало, только если на работу заступил дуб, или если действительно горит план. Тем не менее на несчастного соседа есть донос, подшитый в папке. Если вдруг кому-то не понравится твой нос/уши и на стол ляжет вообще ничем не спровоцированный еще один донос - чемодан в зубы.
Туда -же карьерный рост, за счет депортации начальника с его интересного места. И восстановления благожелательной атмосферы на работе. И получение красивой, но пока чужой, бабы. Да и сами НКВДшники по этим- же самым ходили и дополнительной опцией была смена твоего Ягоды на Ежова. Были в связи с этим и забавные истории, когда после очередной смены комиссаров человек садился в освободившийся кабинет, и при разборе дел натыкался на папку заведенную на него-же. Дубы или особо нервные подобные дела на самих себя уничтожали, за что получали чемодан.