Pek писал(а):
А шахтера бы застрелили - была бы проблема с добычей угля?
Добыча угля - не образование. Качественного преподавателя заменить сложнее, чем шахтера.
Pek писал(а):
Проблемы были со свободой слова, а не с образованием.
Зачем ты взял одно и исключил другое?
Pek писал(а):
Если бы были проблемы с образованием, Ландау уволили бы за несоответствие занимаемой должности.
Мля, а Ландау чо по-твоему выделывался? Просто так, самоутвердиться? Ты во всем видишь одно, а надо несколько. Сделать козлом отпущения - это (ОЧЕВИДНО ЖЕ) не единственная причина уволить Ландау. Перебить троцкистов - это (ОЧЕВИДНО ЖЕ) не единственная причина репрессий. Но это все фигня еще. Людей перемочили, универ объявили рассадником диссидентов - и это не проблема с образованием? При том, что говорил Ландау об образовании до?
Остается одно: WTF???
Где ты у меня негров увидел??
Добавлено спустя 21 минуту 20 секунд:Кому-то, возможно, придется еще почитать:
Цитата:
Чтобы быть еще более точным, следует сказать, что Л. Д. Ландау начал свою ра-
боту в университете с чтения курса лекций по общей физике. Академик Я. Б. Файн-
берг так вспоминает этот момент:
Как-то А. В. Желеховский привел в аудиторию молодого парня, одетого в прилич-
ную заграничную куртку, страшно помятые полотняные штаны и босоножки на
босую ногу.
Желеховский с хмурым видом остался в аудитории, сказав, что отныне лекции
будет читать не он, а профессор Л. Д. Ландау. Ландау обратился к аудитории со
словами, что до сих пор студентов учили «дремучие зубры» и учили не тому, чему
следует. Под «дремучими зубрами» Лев Давидович имел в виду не присутствующе-
го А. В. Желеховского, а профессора Ленинградского университета О. Д. Хволь-
сона, автора многотомного «Курса физики». Этот учебник выдержал несколько из-
даний и в то время использовался в вузах. Скорее всего, и сам Ландау учился по нему.
Как утверждает академик А. И. Ахиезер, Л. Д. Ландау, начав читать общую фи-
зику, полагал, что в самом курсе должны излагаться только основные законы и вы-
ясняться их физическая суть. Детали опытов и устройство физических приборов
следовало, по его мнению, изучать в ходе лабораторных работ.
Содержание «Курса физики» О. Д. Хвольсона было полной противополож-
ностью этим принципам Л. Д. Ландау. Вот почему он и поругивал его, называя
«хвольсонизмом» всякую смесь.
Приступив к изложению общей физики первокурсникам физфака, Л. Д. Ландау
провел то, что мы называем теперь «стартовым контролем». Он попросил студен-
тов ответить (анонимно) на 15 вопросов, на которые мог ответить любой человек
со средним образованием. Результаты были неутешительными. Одни вообще не
знали ответов, ответы же других вызывали смех. Так, студент Я. Б. Файнберг на
вопрос, чем дышат рыбы в воде, ответил так: «Рыбы дышат кислородом, который
получают путем гидролиза воды».
Ясно, что в такой ситуации высокий физический уровень курса лекций, предло-
женный Л. Д. Ландау, оказался неприемлемым для большинства студентов, кото-
рые пришли в вуз после ликбеза и рабфака. Средний возраст четверти студентов
был тогда 27 лет и выше, среди них 9% коммунистов и кандидатов в члены ВКП(б),
40,6% — комсомольцев. Беспартийному Л. Д. Ландау было 27 лет, но характер
он имел резкий, не признавал никаких авторитетов и любил находить ошибки у
других.
Еще с ленинградских времен у Л. Д. Ландау был сотрудник М. А. Корец. И вот
этот самый Корец, дважды исключенный из комсомола и с одной судимостью, по-
явился в 1935 г. в Харькове и сразу же фактически стал личным секретарем
Л. Д. Ландау в УФТИ и его ассистентом — в университете.
Каждый раз во время практических занятий, особенно на зачетах и экзаменах,
где Корец часто помогал Ландау, он буквально терроризировал студентов, делая
вид, что выполняет указания Ландау. Как вспоминает академик Я. Б. Файнберг,
Корец делал все для того, чтобы подбить студентов против Ландау, а Ландау наст-
роить против студентов. Учитывая характер Л. Д. Ландау, сделать это было не-
трудно. Так возникла конфронтация между студентами и Ландау, которая усили-
лась после того, как на одном экзамене он поставил более 50% двоек.
Как вспоминает М. П. Жукова, студенты действительно жаловались в партий-
ный и комсомольский комитеты университета на то, что Лев Давидович относитсяВ. В. ВОРОБЬЕВ 97
к ним свысока. Обращались студенты и в депутатскую группу, в руководстве кото-
рой была М. П. Жукова.
Но не только жалобы студентов были той главной причиной, из-за чего начали
зажимать Ландау. Скорее всего, это был повод, а причина состояла в том, что в
ХГУ еще до убийства Кирова начались кадровые чистки. Так, в решении бюро
горкома партии от 26 октября 1934 г. было отмечено, что в университете много ан-
тисоветских элементов. Был назван ряд имен «великодержавных шовинистов»,
«крупных националистов», «троцкистов», «примиренцев с националистами».
Существовала и идеологическая подоплека этого процесса, одним из первых
проявлений которой была борьба с идеализмом в науке. Ясно, что Харьковский
университет не мог стоять в стороне, и его так называемые «воинствующие мате-
риалисты» не жалели сил в борьбе с идеализмом.
Эту кампанию возглавил член АН УССР С. Ю. Семковский (Бронштейн), кото-
рый до 1920 г. был убежденным меньшевиком-интернационалистом и которого
критиковал В. И. Ленин. Впоследствии он перешел на позиции большевиков. Это
помогло ему получить степень доктора философии и социологии, стать академи-
ком, войти в руководство Академии наук Украины и даже в состав правительства.
С. Ю. Семковский добивался должности заведующего кафедрой в университете,
но не получил поддержки руководства. Ректор ХГУ проф. Я. С. Блудов сказал на
бюро горкома партии: «Мы Семковского брали только на курс лекций „Диалекти-
ка природы". Несмотря на это, он добивался кафедры, но мы ему ее не дали».
Однако под давлением Наркомпроса и Харьковского обкома партии ректор Не-
форосный, заменивший на этой должности Блудова, назначил академика Семков-
ского руководителем объединенной кафедры диамата. Таким образом, Л. Д. Лан-
дау и С. Ю. Семковский начали руководить кафедрами в Харьковском универси-
тете практически одновременно.
В соответствии с официальными партийными указаниями и по сути своей рабо-
ты С. Ю. Семковский должен был осуществлять пропаганду идей диалектического
материализма. С этой целью на базе университета он организовал городской фи-
лософский семинар, на заседаниях которого иногда бывал и Л. Д. Ландау.
Академик Семковский, вопреки легенде, распространенной Академией наук Ук-
раины, никакого учебного учреждения не заканчивал. Как физик он был абсолют-
но безграмотным, поскольку в 1909-1910 гг. всего-навсего посещал курсы физиков
при Цюрихском университете, практически не владея ни одним иностранным язы-
ком. Что касается философии, то, по его словам, он «ничего формально не закан-
чивал, но прослушал курсы (где, неизвестно. — В. В) и самостоятельно занимался
наукой в библиотеках Берлина, Вены и Цюриха».
Понятно, что Л. Д. Ландау нетрудно было поставить на место академика С. Ю. Сем-
ковского, который пытался рассматривать физику и химию в марксистском свете.
В присутствии «воинствующих материалистов» Л. Д. Ландау охарактеризовал ма-
териализм «как вредное для науки схоластическое учение». Конечно, на него не-
медленно наклеили ярлык «идеалиста».
А тут, как на грех, в журнале «Новый мир» на исходе 1936 г. появилась тенденци-
озная статья В. Л. Львова под названием «Материя и энергия», в которой с пози-
ций диалектического материализма рассматривались фундаментальные представ-
ления современной физики. Но рассматривались так, что световые кванты были
представлены «как чистая фикция», а световой дуализм — как «невероятная и за-
путаннейшая утка». И, конечно же, автора страшно возмущало, что сформирован-
ный и пущенный в оборот «пресловутый миф об энергии, владеющей массой», и о
«материи, тождественной с энергией», завоевывал страницы учебников.
4ВИЕТ№498 Академия наук: листая архивные документы
Эта статья имела широкий резонанс среди преподавателей и студентов универси-
тета. Естественно, что Ландау, который читал свои знаменитые лекции по теоре-
тической физике (к тому времени курсы лекций по общей физике уже читали уче-
ники Ландау, в том числе и А. И. Ахиезер), не мог не обратить внимания своих слу-
шателей на несуразности, которые проповедовал В. Л. Львов.
Чтобы подчеркнуть, что эта статья была написана по идеологическому заказу,
Ландау публично назвал ее автора «писака Львов».
Нет необходимости кого-то убеждать в том, что во времена московских процес-
сов подобные заявления не могли остаться незамеченными парткомом универси-
тета, вышестоящими организациями и, конечно же, НКВД, тем более, что сигна-
лов с мест было предостаточно.
Обстановка в университете становилась все более напряженной, и эту напряжен-
ность усиливала всеобщая истерия поиска врагов народа.
Проблемы начали проясняться?
Добавлено спустя 7 минут 33 секунды:Pek писал(а):
То есть, ты сам себе выдал индульгенцию отвечать неотносящимися к делу сентенциями?
Не-а, я пытался избежать тупняка. Но ты решил взять меня за жабры! :D