MEX13 писал(а):
Датчики, контроллеры..., а может все таки живые клетки мозга + молектроника (симбиоты)?
А как насчёт программной реализации деятельности живых клеток мозга (виртуальный мозг), гоняемый на молектронном компьютере? Таким образом, можно отбросить ограничения, определённые физиологией нейронов. Во-первых, быстродействие. Скорость света всё ж выше химической передачи сигнала в наших нейронах. Во-вторых, возможно организовать связь между любыми нейронами: в реальном мозге радиус осязания каждого нейрона ограничен - не может одна клетка разсетевиться на весь мозг. В виртуальном мозге таких физических ограничений нет. В третьих, образование необходимых связей в виртуальном мозге не ограничено скоростью химических процессов в живых клетках - запоминание может проходить сразу, без долбёжки и множества повторений. В четвёртых, опять же, биохимия мозга сакс, виртуальный мозг надёжнее - не стареет, нейроны не дохнут и связи не рвуться. В пятых, в виртуальном мозге можно добавить нейронов, если "мозгов не хватает". К примеру, внедрение в мозг нового сенсора можно осуществить прямо на лету, добавив кучку новых нейронов и забомбив им жёсткие связи с новым сенсором. В процессе обучения новые нейроны подружаться друг с другом и с сородичами, постепенно увеличивая чувствительность мозга к новой информации.
По моей личной теории, мозг изначально не разделён на функциональные узлы, и каждый нейрон относительно независим. Модель персптрона - рандомное перераспределение связей для достижения Цели - я считаю фуфлом. Каждый нейрон имеет жёсткий алгоритм действий и выполняет простую функцию. ИМХО, каждый нейрон имеет одну жёсткую связь с рецептором (центральный аксон пирамидальных клеток), которая является его главным "входом". Когда по этой связи идёт импульс, возбуждающий нейрон, все остальные связи, которые также активны в это время, усиливаются, а связи с молчащими нейронами - ослабевают (или становятся отрицательными). Это есть ассоциативное образование связей. Моё личное ограничение - нейрон не может сработать, если главная связь молчит. Для объяснения этого табу приведу пример. Допустим, нейрон жёстко связан с рецептором, реагирующим на альдегиды. Вот рецептор активен. В это время с визуального анализатора приходит образ круга, с тактильного - гладкая поверхность. Среди прочих входов есть и те, которые сейчас молчат. Яблоко в руках, короче. Признаки ассоциируются, делая нейрон яблочновозбуждаемым - теперь, при улавливании альдегида (основной вход), нейрон возбудится как при виде круглого объекта, так и при касании к гладкой поверхности. Но вид и ощупь помидора его не возбудит - не хватит запаха альдегида. Однако если запах альдегида есть, для возбуждения хватит одного из дополнительных признаков - как гладкой поверхности (глаза не смотрят на объект лапанья), либо одного вида (предмет вне досягаемости, но виден и запах есть).
Подвох есть в том, что к каждому из рецепторов подключена куча нейронов - помимо яблока запах альдегида имеют груши и другие фрукты, и всех их надо различать - на каждый образ нужен свой нейрон. Но нерационально будет, если первым в жизни унюханным объектом будет яблоко, и вся орава нейронов, подключенных к альдегидному рецептору специализируется под одинаковый образ. Тут-то и приходит на помощь изначальная организация нейронов в "ансамбли". Нейроны с одинаковым главным входом являются членом одной группы и имеют жёсткую отрицательную взаимосвязь. Если один активен, все остальные молчат. А активен тот, у кого больше признаков совпало. Это сильно упрощённая модель нейронного ансамбля, не описывающая логики распределения новых образов между неспециализированными нейронами, обобщения сходных образов для освобождения нейронов под запоминание новых, а также принцип "забыл неиспользуемое, чтобы запомнить новое и актуальное".
Такая модель позволяет мозгу развиваться, познавая окружающий мир. ИМХО, так устроена кора больших полушарий, которая есть рецепторная зона мозга (информационный анализатор). Куча серого вещества, распознающая сигналы с рецепторов (сенсоров) как конкретные образы - информация, которая может быть использована для достижения Целей. Мозг, или разум, интеллект - это всего лишь средство достижения целей, изначально жёстко прошитых - самосохранение, размножение.
Итак, вторая, главная часть мозга ответственна за принятие решений (назову её Логическим Ядром). Она изначально структурирована. Есть в ней жёсткие входы с болевых, половых и "желудочноудовлетворённых" рецепторов. Боль - плохо, сытость - хорошо, пустые орешки - тоже хорошо. Сигналы с информационного анализатора, приходящие вместе с болевыми ощущениями понимаются как "плохо", а те, что активны вместе с пополнением желудка или опустошением орешков - "хорошо". Цель ЛЯ - шлёпать по органам так, чтобы было больше "хорошо", чем "плохо". Какой эффект имеет шлёпанье того или иного органа, определяется в младенческом возрасте: малыш делает непроизвольные движения и запоминает информацию, приходящую при этом с сенсоров (ИМХО). Таким образом ЛЯ определяет функционал всех красных кнопок на панели, чтобы в дальнейшем шлёпать их в нужный момент и в нужной последовательности, чтобы добиваться "хорошо" на входах. К примеру, разчирикашийся малыш видит маму с ложкой манной кашки и слышит: "скажи мама. Ну же, МА-МА" и кашка идёт в рот. Кашка во рту - "хорошо", при этом с аудиоанализатора пришло "МА-МА". В ЛЯ как раз есть ассоциация, что такой же сигнал приходил при нажатии красной кнопки №123456789 (активирующей группу речевых эффекторов, воспроизводящих слог "МА"). Как только рот опустел, мама слышит "МА" и радостно пихает в рот очередную ложку, даже не подозревая о миллиардах новых связей, которые будут сейчас расти в нейронном компьютере её чада.
Это всё было грубо и примитивно, однако показывает, что в принципе, всё можно реализовать программно - нужно лишь доизучить функционирование мозга и воссоздать виртуальную модель, отбросив шелуху органических издержек. В костяной коробочке не сидит душа, дёргая за ниточки - нужно просто изучить серое вещество и понять принцип функционирования нейронов - возможно, я не прав, а возможно, нынешние представления полны заблуждений. Но чисто теоретически, непосильной проблемы создания искусственного интеллекта по принципу уже существующего я не вижу. И цели можно заложить другие или добавить новых. В виртуальном мозге каждый нейрон можно мониторить и насильно устанавливать жёсткие связи между какими угодно образами и реакциями на них. В зрелом мозгу (где образы уже связаны с соответствующими им нейронами) можно искусственно сассоциировать нейроны, реагирующие при созерцании разрушения с нейронами собственной боли или просто связать "разрушение" - "плохо", избавив организм от деструктивных порывов и причинения боли окружающим. Можно также связать выход "образование новых связей" с внутремозгового аналитического сенсора с входом "хорошо" логического ядра, дав организму желание познавать окружающий мир. Так мы получим Считающего.