Разум, я же говорю - я смотрю в динамике. Такие процессы не идут монотонно - это всегда прорывы и откаты, скачки и реакции, надежды и разочарования. И сейчас международное сообщество переживает как раз такой откат. Много где проще приговорить человека к убийству, но если сравнивать современный с миром 100 лет назад, то станет очевидно НАСКОЛЬКО мы продвинулись. А если взглянуть на 200 лет назад - то просто небо и земля.
Но тут опять же как сравнивать. Да, если попробовать сравнить войны 18-го века с войнами 19-го, а 19-го с войнами 20-го, то можно прийти к выводам Шамана: количество жертв растет, стоимость каждого убийства растет еще быстрее, можно прикинуть, когда все добываемые ресурсы будут направляться на поддержание одной бесконечной войны на истребление.
Однако, здесь есть очень важное НО. Если взять 18-й век или даже 19-й, то идея пацифизма была не то что маргинальной, ее практически не существовало. Войны рассматривались не как преступления против человечества, не как что-то плохое, а как обычная сфера человеческой деятельности. Дворяне выбирали, по какой линии им делать карьеру, по дипломатической, военной или чиновнической, рекрутчина была обыденностью, а не трагедией. Вспомните начало "Войны и Мира" -
идут Наполеоновские войны, а молодежь размышляет только о том, что это отличная возможность для военной карьеры. У Куприна романтичный юноша мечтает о военных подвигах. Впервые идея о том, что война - это недостойный метод ведения политики появилась только после первой мировой. После второй был создан ООН. Да, вы скажете, что он работает как говно, но сто лет назад его не было вообще, а 150 - о нем вообще невозможно было даже подумать.
Человечество осудило войны, и теперь для того, чтобы диктовать свою волю силой, приходится прибегать к всевозможным ухищрениям. Население развитых стран не хочет воевать, и теперь приходится воевать руками населения стран третьего мира. Военные расходы теперь называются "оборонными". А попробуйте-ка представить себе романтического юношу, мечтающего о военной карьере?
Да, я соглашусь, что количественно нет никаких причин говорить о мире о всем мире. Но качественно - появилась новая ИДЕЯ, и в краткие сроки из книг теоретиков-гуманистов она пробила себе дорогу в большую политику и заставила с собой считаться. И я считаю, что она только начала. Потому что на ее стороне еще одно новшество - интернет.
Интернет - это невероятно великолепная штука. Книгопечатание изменило мир кардинально, взрывообразно ускорив распространение идей. А теперь сравните книгопечатание с интернетом. Попробуйте на секундочку представить себе НАСКОЛЬКО эта штука влиятельна? Телемост США-СССР, контролировавшийся профессиональными пропагандистами, справедливо превозносят как достижение гуманизма. А сейчас на реддите ежедневно общаются миллионы людей со всего мира, обсуждают общие интересы, жалуются друг другу на свои правительства или наоборот интересуются жизнью в других странах. Я сегодня зашел на подреддит по сирийскому конфликту и прочитал мнение сирийцев по поводу бомбардировок, и мне не пришлось даже с толчка вставать. Врать людям в интернете намного сложнее, чем по телевизору, потому что в интернете ты можешь задавать вопросы. А того, кто привык задавать вопросы, уже не отправишь так просто к ротному психологу.
А как насчет того, что ресурсы в мире распределены не поровну? Кому-то золота не хватает, кому-то древесины, кому-то нужно построить зиккурат, а места нету. Людская жадность-то, она никуда не денется, и нам ежедневно доказывают всякие лохотронщики, что при помощи нее манипулировать казалось бы вполне здравомыслящими людьми - проще простого.
Сегодня уже поздно, но мы потом обязательно поспорим на эту тему. Даже Шамана позовем, он любит болтать про альтруизм.
А хотя знаете, вообще-то наверно можно всех утихомирить по-быстрому. Но надо тогда не ядерные вооружения сокращать, а обычные. Так, чтобы нельзя было развязать такую небольшую мини-войнушку и назвать ее антитеррористической операцией, операцией по принуждению к миру или типа того. Чтобы остались только ядерки. И чтобы все всех боялись. А потом, может, привыкнут решать вопросы без стрельбы.
Я считаю, что радикальные решения - это самая большая медвежья услуга, которую можно оказать хорошей идее. Это все равно что Шариковское "все взять и поделить" для коммунизма, или "Угнетай угнетателей" для феминизма. Нужно не оружие уничтожать, а культ силы, идею о том, что в споре лучший аргумент - это маузер.
Все, конец проповеди, спокойной ночи.